Скрудж

Либеральные идеи сейчас очень широко распространены в мире. Основные либеральные понятия, такие как «права человека», «свобода слова», «свобода совести», «право на частное предпринимательство» кажутся большинству людей столь естественными, что не вызывают никаких вопросов. В то же время люди забывают, что свобода в таком обществе – всего лишь иллюзия и движут им совсем другие механизмы. Ленин еще в начале XX века указывал, что любое капиталистическое государство, сколь бы ни было демократическим на словах, не является свободным, им движет Капитал. Но для либералов иллюзия свободного общества столь ценна, что им потребовалось концептуальное оформление их «воззрений».

Одним из самых известных либеральных теоретиков, работавших над созданием иллюзорного образа капитализма, является Карл Поппер. В своей работе по политической философии «Открытое общество и его враги» он не только создал красивый образ капитализма, назвав его «открытым обществом» но и сконструировал пугало-антипод под названием «тоталитаризм». Этим понятием Поппер попытался объединить одновременно и коммунизм и фашизм, несмотря на противоположные политические философии, стоящими за ними. По-видимому он сперва и правда попытался выделить давних философских предшественников коммунистов и фашистов, решив, что философским предшественником коммунизма является Гераклит, а фашистов – Платон. Но потом Поппер обнаружил кардинальные различия этих философов и несмотря на это продолжил выполнять политический заказ. Ведь если надо доказать, что коммунизм=фашизм, просто необходимо найти общие черты, даже если различий гораздо больше, чем сходств. Разумеется, сходства обнаружились, внезапно оказавшись именно теми свойствами, которые не присущи либерализму. Что это доказывает? Что коммунизм и фашизм – одно и то же? Только если это поклонники Поппера и его «исследования»!

Абсурдность такого метода ясна даже на грубых аналогиях. Представим биолога, который занимается классификацией видов. Перед ним – волк и дельфин. У обоих острые зубы, и тот и другой – питаются мясной пищей, живут в стаях. Так что – это теперь один и тот же вид? Нет, эти виды объединяет то, что это – стайные хищники, отличий же у них гораздо больше. То же самое с «равенством» коммунизма и фашизма. Так какие же общие черты у них обнаружились? Коллективизм, историзм и мобилизация масс – главные из них. Эти черты не присущи либеральному капитализму и подаются в негативном свете как некое «абсолютное зло». Из этого можно сделать вывод, что подобные черты активно отрицаются либеральными деятелями. Но не это нас интересует, а настоящая, не высосанная из пальца диалектическая связь между либералами и фашистами. Ведь мы прекрасно понимаем, что у коллектива и мобилизации всегда есть цель, а видение исторического процесса бывает очень различным. И для того, чтобы сравнить две политические системы, необходимо применить диалектический метод.

С точки зрения диалектики и либеральный капитализм, и империалистический в своей основе — одна и та же система, но с различным мобилизационным состоянием. В мирное время и при отсутствии угроз капитализм имеет ярко выраженный потребительский характер, с высокой конкуренцией, без крупных окологосударственных монополий, со свободой слова, а также прочими правами и свободами граждан. На первый план выходят торговцы и сфера услуг, а также мифический «средний класс». Также из-за избытка ресурсов, зачастую делаются подачки малоимущим под видом заботы о благе людей. На самом деле цель у такой помощи одна – сглаживание классовых противоречий и другой общественной напряженности, а также как можно более длительное нахождение в состоянии «благополучия». Это – то самое мифическое «открытое общество», которое столь мило Попперу.

Но что происходит, когда в подобном обществе возникает угроза, внутренняя или внешняя? Если общество желает сохраниться, происходит реакция – объединение индивидов против «врагов». Так как классового сознания чаще всего в таком обществе нет, объединение проще всего идет по самым очевидным сходствам – национальной (национализм), государственной (патриотизм) и религиозной (фундаментализм) принадлежности. Врагами становятся те, кто относится к другой национальности, религии, граждане других государств. При этом остаются за кадром настоящие субъекты борьбы – крупные, зачастую сросшиеся с государством финансовые монополии. Именно экономические мотивы на самом деле являются первичными в случае общественно-политических конфликтов эпохи капитализма, чем бы это не прикрывалось. При усилении конфликтной ситуации, становится все сильней агрессивность и милитаризованность такого общества. Общество дрейфует в сторону империализма, а в случае крайней реакции – в сторону фашизма. Именно это имел в виду в своем определении Георгий Димитров, говоря, что фашизм — это открытая террористическая диктатура финансового капитала, опирающаяся в массах на мелкую буржуазию и деклассированный пролетариат и имеющая целью предотвращение либо поворот вспять революционного развития общества. Самое главное свойство фашизма – крайняя реакционность, то есть направленность на сохранение текущей общественной формации (капитализма).

Мифическое «открытое общество», описанное Поппером и агрессивный фашизм – это два крайних состояния, в которых может находиться капиталистическая общественная формация. В реальности обычно наблюдается нечто среднее, как в лицемерной политике США, на словах придерживающихся либеральной риторики, а на деле – империалистической политики. Две партии в Америке – демократы и республиканцы – являются как раз представителями двух сторон капитализма – либеральной и империалистической.

Теперь становятся понятны «парадоксы либерального мышления», столь часто наблюдаемые всеми нами. Когда либерал напуган, он нередко склонен использовать абсолютно дикую фашистскую риторику с разделением всех людей на «избранных» и «недолюдей». На самом деле в этом нет ничего странного, просто белый и пушистый либеральный хомячок почуял угрозу и взывает к мобилизации против врагов. А в рамках капиталистической формации нет никакой другой мобилизации, кроме империалистической и далее фашистской. Другая мобилизация существует только за пределами капитализма.

Print Friendly, PDF & Email

Рекомендуем: