Европейский консорциум NH Industries продолжает серийное производство многоцелевых вертолетов семейства NH90. Машины разных модификаций регулярно передаются тем или иным заказчикам. Определенной популярностью пользуется палубная версия вертолета – NH90 NATO Frigate Helicopter (NFH). Значительные количества такой техники уже начали службу, а в ближайшее время ожидается появление очередного контракта на ее поставку.
Совместными усилиями
Следует напомнить, что идея разработки «общеевропейского» многоцелевого вертолета появилась еще в середине восьмидесятых годов. В начале девяностых был создан консорциум NH Industries, которому предстояло решить эту задачу. Новая организация объединила компании Eurocopter, AgustaWestland и Fokker, каждая из которых отвечала за разработку отдельных узлов и агрегатов.
Целью нового проекта NH90 являлось создание многоцелевого вертолета в двух модификациях, для армейской и морской авиации. Палубный вариант разрабатывался с учетом ограничений существующих кораблей и получил название NATO Frigate Helicopter («Вертолет для фрегатов НАТО»). В дальнейшем некоторые эксплуатанты присваивали этой машине новые обозначения.

Первый полет сухопутного NH90 состоялся еще в 1995 г., но испытания и доводка затянулись. Вместе с этим сместились сроки выполнения работ по NFH. Первые серийные вертолеты удалось построить и передать заказчику только в 2006 г. Технику для морской авиации поставили в серию позже. Несмотря на задержки на стадии испытаний, серийное производство быстро набрало темп. К настоящему времени построено и введено в эксплуатацию более 420 вертолетов всех модификаций.
Особенности и модификации
Перспективный многоцелевой вертолет NH90 разрабатывался с учетом требований и стандартов НАТО. Такие меры существенно упрощали внедрение новой техники в странах Альянса – благодаря им консорциум NHI не столкнулся с проблемами при поиске потенциальных покупателей.
NH90 строился с применением самых современных технологий. Так, планер имеет смешанную конструкцию на основе металлических и композитных деталей, обеспечивающую оптимальное соотношение характеристик. Впервые в мировой практике вертолет получил только электродистанционную систему управления с автопилотом во всех каналах. Работа автопилота и других систем координируется парой бортовых ЭВМ со связью через высокоскоростную шину.
Силовая установка состоит из двух двигателей. По желанию заказчика, это могут быть изделия General Electric T700-T6E (по 2230 л.с. каждый) или Rolls-Royce Turbomeca RTM322 (по 2415 л.с.) Крутящий момент выдается на четырехлопастной несущий винт диаметром 16,3 м. Вертолет способен развивать скорость до 300 км/ч и имеет потолок 6000 м. Дальность достигает 800 км для сухопутного варианта и 1000 км для морского.
Экипаж вертолета состоит из двух летчиков. В зависимости от поставленных задач, их дополняют операторы целевого оборудования или сопровождающий груза. В грузопассажирской кабине может разместиться до 20 человек. Возможна перевозка двух стандартных паллет. На внешней подвеске перевозится до 4,2 т груза.
В проекте NFH предусматривается ряд мер, связанных с эксплуатацией в морской авиации. В первую очередь, это специальная обработка деталей, повышающая их ресурс. Предусматривается другой набор бортового радиоэлектронного оборудования, приспособленный к полетам над морем в любое время суток и во всем диапазоне допустимых метеоусловий. Увеличена емкость баков, давшая дополнительные 200 км дальности.
Пересмотру подверглись цели и задачи машины. Главной ролью NH90 NFH считается поиск и атака надводных и подводных целей. Для этого на вертолете применяются радиолокационные и гидроакустические системы. Также предусматривается установка противолодочного и противокорабельного вооружения. Возможно применение ПКР Exoset, глубинных бомб и торпед разных типов общей массой до 700 кг. При всем этом, сохраняются штатные функции. Вертолет по-прежнему способен перевозить людей и грузы, осуществлять поиск и спасение на суше и на море, передавать и получать грузы и т.д.
Заказчики и поставки
Первые контракты на поставку вертолетов NFH появились в конце двухтысячных годов. В 2010 г. первую партию такой техники передали военно-морским силам Нидерландов – они стали первым эксплуатантом новейших палубных вертолетов. Контракт предусматривал поставку 20 вертолетов, в т.ч. 12 NFH. В 2014 г., получив часть заказанной техники, Нидерланды отказались принимать оставшиеся вертолеты по причине выявления массы недоработок. В минимальные сроки консорциум NHI решил большую часть проблем, и поставки продолжились.
Еще в двухтысячных годах Италия запланировала приобрести не менее 100-110 ед. NH90 двух основных модификаций. Первые вертолеты NFH были получены только в 2011 г. К настоящему времени в эксплуатацию ввели 28 вертолетов, и их производство продолжается. Для удовлетворения потребностей ВМС необходимо до 50 вертолетов.
В 2012 г. начались поставки вертолетов NH90 NFH по французскому заказу. В составе ВМС Франции эти машины получили собственное имя Caïman. Любопытно, французский флот не стал объединять функции своих вертолетов. Заказаны специализированные вертолеты ПЛО и отдельные транспортные машины. Несмотря на определенные сложности, споры и т.д., к настоящему времени поставлено ок. 30 вертолетов этого типа.
Осенью 2012 г. начались летные испытания NH90 в Бельгии. В начале следующего года стартовали полномасштабные поставки серийной техники. Бельгийский заказчик инициировал некоторые доработки, однако в целом вертолет похож на французский «Кайман». Армия и ВМС Бельгии получили всего по 4 вертолета нового типа. К настоящему времени принято решение о продаже армейских машин, но флотские останутся в строю.
Весьма интересна история заказов Германии. В 2009 г. она подписала контракт на 30 палубных вертолетов и до 80 машин для армейской авиации. Позже, в 2013 г. было принято решение о сокращении заказа на новые NFH за счет перестройки в эту модификацию сухопутных машин. Любопытно, что до этого времени строительство палубных вертолетов не начиналось.
В 2015 г. Германия объявила о новой корректировке планов. Теперь предлагалось разработать очередную модификацию NFH, полностью отвечающую немецким требованиям. Первый вертолет такого типа, названный Sea Lion, взлетел в конце 2016 г. От базового вертолета он отличается упрощенным набором электроники, отсутствием вооружения и т.д. В 2019 г. NH90 Sea Lion формально приняли на вооружение, однако закупки и эксплуатацию отложили ввиду необходимости исправления вновь выявленных недостатков.
В 2019 г. началась разработка еще одной модификации вертолета для ВМС Германии. NH90 Sea Tiger основывается на французских наработках по теме Caïman и должен будет бороться с подлодками и кораблями противника. В планах флота закупка 31 такого вертолета. На днях Бундестаг разрешил заказать эту технику общей стоимостью ок. 2,7 млрд евро. Первые «Морские тигры» достигнут оперативной готовности в 2025 г., с их помощью будут заменять устаревшие вертолеты восьмидесятых годов постройки.
Промежуточные результаты
К настоящему времени консорциум NH Industries построил и передал заказчикам более 420 вертолетов NH90 нескольких основных модификаций. Доля палубной модификации NH90 NFH пока невелика, построено лишь несколько десятков таких машин. Параллельно с производством продолжается разработка новых модификаций и проектов модернизации, в т.ч. специально для отдельных стран.
Построенные и переданные заказчикам вертолеты NH90 NFH успешно эксплуатируются и выполняют полеты с аэродромов и кораблей разных типов. Такая техника регулярно принимает участие в учениях ВМС и выполняет все свои задачи. Также корабли с вертолетами NFH несколько раз привлекались к реальным операциям у берегов Европы и в удаленных регионах.
В целом проект палубного вертолета NATO Frigate Helicopter можно считать успешным. Несмотря на проблемы во время испытаний и доводки, он дошел до серийного производства и службы во флотах нескольких стран. Эксплуатанты сталкиваются с некоторыми трудностями, но с ними в основном удается справляться. Что касается малой численности построенных и проданных вертолетов, то она объясняется спецификой проекта. Военно-морским силам требуется меньше авиационной техники, чем ВВС. Кроме того, далеко не все потенциальные покупатели NH90 NFH имеют желание и возможность приобрести его.
Таким образом, палубная модификация «европейского» вертолета NH90 уже показывает неплохие для своего класса коммерческие успехи, а также демонстрирует высокий модернизационный потенциал, позволяющий адаптировать ее под нужды конкретных заказчиков. Серийное производство такой техники продолжается, а также появляются новые модификации. Это означает, что международный консорциум NHI справился со всеми трудностями и выполнил поставленную задачу по созданию «общеевропейского» вертолета.
Источник: Военное обозрение