В начале XVII века Россию потрясли бедствия смутного времени: голод и неурожаи, крестьянские восстания, децентрализация власти, самозванцы на царском престоле, польская и шведская интервенции, в результате которых поляками была захвачена Москва, а шведами Новгород. Смута могла стать заключительным этапом истории России, если бы не ее народ, который объединился в борьбе с иностранным захватчиками.

Осенью 1612 года силы нижегородского ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вместе с казачьими отрядами князя Трубецкого вступили в Москву и освободили престольный город от польских захватчиков. Важно отметить, что войска ополчения состояли из представителей народов, которые совсем недавно вошли в состав будущей Российской Империи. Под одними знаменами с жителями Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Суздаля, Смоленска и других городов сражались казанцы и астраханцы, чьи ханства были завоеваны Иваном Грозным. Татары могли бы ударить ополчению в тыл, но, наоборот, выступили с ним единым фронтом против западных интервентов, засевших в Москве.

День народного единства, учрежденный в 2005 году, совпадает с чествованием Казанской иконы Божией Матери — одной из самых почитаемых православных святынь. Список с чудотворного образа, хранящийся сейчас в Богоявленском соборе столичного Кремля, был прислан в ополчение Минина и Пожарского перед тем, как русское войско смогло освободить Москву.

«Этот праздник, наделенный огромным внутренним смыслом, важен и нужен. Мы помним, как наш народ, объединившись, спасся от внутренней смуты и внешнего врага. Только преодолев разделение, единой силой можно достичь великой цели.

Мы ощущали единство народа, когда Крым вернулся домой. Важно не потерять эту общность ради будущего страны. Быть едиными не значит быть одинаковыми. Главное должно быть общим — вера, верность традициям, любовь к Родине, честь».